Чернобыль. Спустя 35 лет, название маленького города в Киевской области все также громко отзывается в сердцах многих людей. У некоторых данное эхо вызывает ничего, кроме скорби, у других – интерес, подпитываемый сильным потоком художественного контента. Знаменитая игровая франшиза, один из самых лучших сериалов за все время по версии iMDb и многие фанатские (и не только) проекты практически непрерывно появляются с 2002-го года. За это время одна из самых страшных катастроф в мире сумела перерасти в событие, породившее место, полное загадок, тайн, аномалий и монстров. Chernobylite также выставляет Чернобыль в таком цвете, однако помимо погони за важным металлом, который образовался после аварии, в основе сюжета лежит история о любви, которая даже спустя 30 лет все ещё двигает главного героя на опасные подвиги. Устраивайтесь поудобнее и приготовьтесь отправиться в путешествие по великой Зоне Отчуждения ещё один раз.
Начать свой рассказ я хочу с 2016-го года. Именно тогда я услышал о The Farm 51 и их попытке виртуализировать Чернобыль. Да, вы верно прочитали. В упомянутом году проходило мероприятие WeGame 2.0 (итоги WeGame 6.0 вы можете прочитать здесь), где и присутствовала “Ферма 51”, которая представляла моему, ещё не окрепшему, уму далеко не сюжетную выживалку. Наоборот, компания тогда хотела прокатиться на поезде хайпа, который помчался из-за взмывшей вверх технологии VR. Но, энтузиасты из Польши решились использовать не просто Oculus Rift или HTC Vive, а “прорывной” Samsung Gear VR, который использовался только в связке со смартфонами серии Samsung Galaxy и Note.
Я до конца не помню, что же показывали нам тогда разработчики, но суть была в следующем: команда сканировала отдельные локации Чернобыля и переносила его в приложение, в котором можно было детально рассматривать здания, площади или другие отснятые локации. Игрой тогда и не пахло, а приложение должно было быть а-ля путеводителем. Как вы понимаете, идея не сыскала огромного успеха, и видимо потому разработчики решили перейти в gamedev. Именно с этого мини проекта и растут ноги Chernobylite.
После данной эксклюзивной информации пришло время и взглянуть на самого виновника торжества. Встречает нас игра обычным меню. Настройки, выход и новая игра, разбавленные ещё несколькими кнопками, которые так и манят нажать на себя. Начиная новую игру я и не знал, чего именно ожидать от игры. Трейлер я видел, а потому предполагал, что игра может содержать в себе хоррор сцены или более того. Каким же было мое удивление, когда я понял, что хоррора в этой игре гораздо больше. По крайней мере на первые 5-7 часов геймплея.
Первые мои эмоции замечательно мог бы описать мой друг, которому пришлось выслушивать любой писк от внезапно появившейся черной массы, в которую нужно стрелять. Более того, даже до начала стрельбы в чумазых человечков, игра нагоняет тревоги внезапными появлениями главной причины сюжета, а именно скрипачки Татьяны – возлюбленной Игоря. Игорь Химинюк – главный герой Chernobylite, который и будет покорять главную достопримечательность игры – Зону. Игорь был профессором физики и работал на Чернобыльской Атомной Электростанции, но после аварии ему пришлось уволиться. Спустя 30 лет зов сердца зовет его обратно, дабы распутать клубок тайны и найти пропавшую невесту.
К сюжету я вернусь попозже, сейчас можно немного углубиться в сам геймплей. Вначале, вам дают размеренную миссию, которая изредка прерывается появлением Татьяны и некоторыми флешбэками, как например знаменитый взрыв из-за которого вся катавасия и началась. Пробираясь на базу НАР, группировки военных, которая охраняет засекреченные зоны “Зоны”, все идет не по плану и вам приходится убегать при помощи Чернобылитового портала. Прыгая через разломы аля Рик и Морти, мы добираемся до какого-то заброшенно-разрушенного убежища, откуда и начинается основная игра. А основная игра начинается с гринда, пускай и не такого заметного в начале.
Сперва о чернобылите. Вначале игры, прямо перед завязкой истории, как раз и начинаются воспоминания главного героя. А самое первое отбрасывает нас к сборке самого устройства – портала, который будет спасать нашу пятую точку не один раз на протяжении всей игры. Задавать свою локацию вы, к сожалению, не можете, но отправить вас на миссию или в лагерь он может даже без слов или каких-нибудь настроек. Видимо считывает мысли хозяина. Ответ мы так и не узнаем, потому что в игре не особо много информации по поводу свойств металла, устройства или чего либо, сделанного с чернобылитом. Сам же металл может только пагубно влиять на окружающую среду, из-за чего нам придется тратить ресурсы на сдерживатели бурь и распространения этого пагубного металла.
Теперь же, к самой вишенке. После потери одного из наших подчиненных, мы вынуждены пройти обратно в лагерь через особое измерение. Опять-таки, в это измерение мы попадаем только при использовании портальной пушки, и только тогда, когда сценаристу туда приспичит. Все остальное время оно просто существует и не особо то и влияет на происходящее в Зоне. Оливер, второй наш подопечный, который в схватке травмировал только руку, говорит, что нам надобно что-то делать, помимо обустройства жилища. В нем, кстати, вы будете более 40% всего геймплея. Тут и начинается увлекательный рассказ о гринде в игре, которым вы будете заниматься 54% процентов. Остальные 20% я бы оставил для сюжета и бродилок по карте.
Для всего нужны ресурсы. Логично, не правда ли? И в Chernobylite, как оказалось, просто немереное потребление этих самых ресурсов. У вас будут проблемы со всем, кроме металлических деталей и электро деталей. Горючее, травы, грибы, пайки и т.д. всегда у вас будут в дефиците, и именно из-за них вы будете оставаться на частях карты, дабы просто погриндить. Конечно же, веселое собирание всякой всячины разбавляется НПС, которых вы можете найти и с которыми вы можете поговорить. Помимо этого вы довольно часто будете встречаться с “НАРовцами”, которые так и норовят убить любого из “неНАРовцев”. Конечно можно подсластить некоторых аптечкой или помощью, но обратный эффект будет работать только в определенных случаях, и никак не будет накапливаться а-ля дружелюбие в The Sims.
Просто приготовьтесь к тому, что большая часть вашего геймплея будет потрачена на собирание всяких трав, грибочков, деталей и горючего. И не дай бог вы ещё попытаетесь без автомата сунуться на наемников. Пара промазанных вами пуль, и пара попавших пуль противника могут стоить вам несколько единиц травы и грибов, которые уйдут на похлебку, восстанавливающую HP. Не забывайте, что вы могли бы эту самую траву потратить на постройку стула в лагере, который прибавил бы комфортности. Если ещё немного поговорить о лагере, то вы узнаете, что при постройке любых элементов нужно учитывать три фактора: Потребление энергии, комфорт и загрязненность воздуха. Если третье ухудшается из-за электрических приборов и верстаков, а первое повышается даже от стульев, то приготовьтесь к великой стене из кресел, наставленных друг на друга, а также пятерке очистителей воздуха где-то в углу под конец игры. Все для союзников, все для себя, как говорится.
Вернемся к сюжету. Я вам не хочу это все добро спойлерить, но хочу подметить, что вам стоит приготовится к удивительному повороту событий. Не скажу, что финальное объяснение высосано из пальца, но концовку можно и даже нужно было придумать получше. Все финальное действие ощущается как написанный мною фанфик в далёком 2017-ом году, а именно – такое же странное и чертовски бредовое что-то.
Сопровождать нас все время будут несколько таких же сталкеров как и вы. И хоть у вас разные дороги, цели и взгляды на жизнь, рука сценариста сведёт вас и вы будете друг другу полезны, особенно в последней вылазке. Рейд на станцию – миссия, к которой вы и готовитесь по сюжету. Сказать особо много о ваших новых соратников я не смогу, кроме как охарактеризовать их как учителей. Дело в том, что после похода по карте, у вас может повыситься уровень. Очки навыков, как и в любой замечательной RPG, вы сможете потратить на улучшение своих характеристик, или на приобретение важного навыка, как например усыпление противника, а не тотальное его убийство. Зачем нужен такой навык? А для того, чтобы у вас не ушло в ноль ваше состояние.
Вам, помимо своих сокамерников, придется следить не только за своим физическим состоянием, но также и психическим. Практически каждое совершенное вами действие, кроме хождения и сюжетных выборов, будут влиять на эти два показателя. И если первый уменьшается от получения ранений в бою, то второй можно уменьшить, если дать отпор ИИ-шному болванчику. Когда вы убиваете человека – вас настигает кара небесная в виде отнятия полосочек психосостояния. Когда у вас их будет мало, или они совсем свалят на острова, то ваша реальная полоска психического здоровья тоже начнет лететь вместе с виртуальной налево(вниз) из-за мега-раздражающей виньетки, загораживающей 25% экрана. Тоже самое происходит и при уменьшении здоровья, однако виньетка в том случае занимает 60%.
Отхилиться вы можете не только с помощью супа из топора и палок, но и с помощью НПС. Лишь пару человек на всю Зону могут подлатать вас, а если вам не нужна медицинская помощь, то у нас для вас полно других развлечений. Хотите скорешиться с бывшим гопником, который видимо и не покидал свой родной город, или же у вас есть надобность поторговаться с хитрым продавцом, который обменивает свои шмотки на ваши – мы вам все организуем. Только сперва найдите нужного вам человека, обыскав каждый вопросительный знак на компасе и карте. Будто в Ведьмака вернулся, честное слово, потому что под этими знаками могут скрываться не только неигровые персонажи, но и вещицы, которые могут помочь Игорю вернуть свои воспоминания, или же просто огромная кучка ресурсов (в большинстве случаев читай: мусор).
За что можно похвалить разработчиков, так это за русскую озвучку. Хоть команда родом из Польши, официальная озвучка на “Russian” получилась достаточно правдивой и ржачной. Гопники, торговцы, сюжетные сокамерники – от каждого вы можете услышать все, что угодно – начиная от матюков, заканчивая слэнгом и даже жаргоном. Помимо голоса игры, можно также похвалить ее внешность. Игра выглядит красиво. Не так конечно, как тот же S.T.A.L.K.E.R. 2, но все равно привлекательно. Музыкальное сопровождение среднее. В нужных местах пугает, в ненужных нагоняет тревогу.
Оптимизация в некоторых моментах оставляет желать лучшего. Честно – не выглядит игра настолько, насколько она потребляет ресурсы. Это не RDR 2, отнюдь. Мне, конечно. грех жаловаться – я прошел ее на сервисе GeForceNow, в библиотеке которого она есть, но даже там на ультра настройках хваленные машины от Nvidia не смогли вытащить польскую поделку.
От проекта остались смешанные ощущения. Начать можно хотя бы с того, что после недели игры в Chernobylite, мне попросту не хотелось в нее возвращаться. Сюжет не цеплял настолько, чтобы его закончить, а гринд и постоянное базостроительство мне напоминали типичные игры такого же характера на мобильных телефонах. Могу ли я вам однозначно ее рекомендовать? Нет. Если вы не готовы гриндить без остановки и тут, то, скорее всего, эта игра не для вас. Да, опять-таки, последний поворот сюжета действительно вау, о котором даже не задумываешься в начале и середине игры, но он не оправдывает потраченное на игру время от слова вовсе.
Моя оценка – Слабо. Это явно не тот проект, который я себе представлял после первых трейлеров. Если вам так хочется побегать по Зоне в качестве сталкера, то мой вам совет – лучше поиграйте в S.T.A.L.K.E.R.. Тем более, у вас может быть дополнительная мотивация связанная с выходом второй номерной части в следующем году.
Комментарии