По следам Международного женского дня, хотелось бы обсудить темы, которые стоят полноценной интересной дискуссии. Если даже сама дата ежегодно становится поводом для срача, мы не могли пройти мимо и не обсудить, что такое репрезентация, почему она важна, откуда столько недовольных и причем тут игры.
И чем не повод поговорить о женской супергероике, социальной повестке и правильной репрезентации в контексте мировых трендов и современной мифологии? И не только.
2020 год выдался аномальным по очень многим причинам. Он должен был стать практически годом женской супергероики, так как на этот год была назначена куча проектов, где во главе угла выступает женщина-протагонист. в начале года таки вышла «Харли Квинн: Хищные птицы» (Харли кстати умудрилась и тут отличиться, так как сольных проектов у нее в 20-м году было целых два и помимо провального сольника, еще и второй сезон мультсериала), марвеловская «Черная вдова», которую мы до сих пот так и не увидели, но премьера вроде как назначена на 6-е мая, о похождениях ныне почившей Наташи Романовой и второй сольный фильм о Чудо-женщине. И все это в один год, и это если не упоминать о проектах вроде «ВандаВижн», сериал по итогу тоже переехал на начало 2021 года, но, давайте признаем, оно того стоило. В общем, у ковида есть своя ироничная сторона.
Подобный интерес к продвижению женских персонажей легко понять, они могут быть физически сильными, что дает им возможность участвовать в зрелищных экшен-сценах, но при этом оставаться эмоциональными, разбавляя череду спецэффектов драмой и юмором, при этом не запирая их в рамках исключительно любовных интересов главного героя. И это прекрасная современная тенденция, которая выигрывает сразу в двух направлениях: создатели отодвигают или даже полностью уничтожают старые клише и рамки, а зрители получают интересного персонажа.
О том, насколько устоялись эти рамки, можно судить хотя бы по тому, что если взять команду «Лига справедливости» из DC, то с момента создания Чудо-женщины в 1941 году и вплоть до 2017 года у нее не было ни одного законченного сольного проекта на экране, хотя по популярности она была в первой тройке персонажей. Порой доходит до смешного. Несколько лет назад Кевин Файги, отец киновселенной и глава студии Marvel, на полном серьезе грозился уйти, если Disney не даст ему возможность снимать женские сольники. В споре он победил, но Наташа Романова не дожила до своего же собственного сольника.
Причем в плане женских персонажей и социальной повестки вечное противостояние Marvel и DC приобретает особенно любопытный виток. КВМ развивается огромными темпами. Они закрыли сагу Бесконечности, состоящую из 23 фильмов, где каждый последующий фильм был популярнее предыдущего, и Финал саги стал самым кассовым фильмом за всю историю, запустили целый ворох потенциально безумно-популярных сериалов на собственном стриминговом сервисе, вложив в них огромные бюджеты и свободу в производстве, при этом гармонично вплетя их в сюжетную канву будущих фаз киновселенной. Но есть один момент, с которым согласятся даже самые ярые фанаты:
!Marvel не умеет работать с социальной повесткой!
Скорее всего это своеобразное наследство от Disney, ведь если обратить внимание на комиксы, то множество самых сложных вопросов и спорных моментов там умудрялись представлять мягко и не пихать социалочку читателям в лицо (если ты конечно не Айсмен из Людей Икс, но это настолько легендарное и нелепое дерьмо, что советуем вам самостоятельно ознакомиться с этой историей), а Disney известен своим желанием следовать социальной повестке, как можно более публично. Вот и получается комичная ситуация, где диснеевские маркетологи кичатся персонажами фем и ЛГБТ+ репрезентации, а DC их просто вводит. И делает это куда более разумно и дружелюбно. И если поставить рядом, например, Капитана Марвел и Чудо-женщину или «заявленную» в грядущих «Вечных» гей-пару и Черную маску из «Хищных птиц», в исполнении Юэна Макгрегора, то выбор будет очевиден.
С Капитаном вообще очень печально вышло. Изначально она должна была стать флагманом четвертой фазы, но из-за неправильного подхода, неудачного сольника и отвратительного поведения Бри Ларсон, которую уже планируют заменить в ближайшее время на другую актрису, персонаж не полюбился фанатам, а так и остался своеобразной красной тряпкой и источником бесконечных тяжелых вздохов. Все же изначально было плохой идеей строить фильм на одной социальной повестке. На кинокомиксы зритель ходит, чтобы повеселиться, а не для того, чтобы его почти два часа убеждали в том, какой он плохой. Плюс чисто внешне Бри не очень-то Капитанша: нет в ней той силы и властности, что была в комиксах.
Тоже самое с темой расизма. Черная Пантера мне понравился, но не из-за поднятия далеких для человека наших широт проблем, а потому что во время просмотра я представляла, что это такая себе лайв-экшен версия Короля Льва с живыми актерами (это было до того, как Disney сделали ремейк и все мои гениальные шутеечки на эту тему потеряли в оригинальности прим. автор). Плюс там был интересный антагонист, симпатичный своей историей. Он сталкивал две противоположные культуры и выворачивал обе на изнанку. Но посыл опять же пихался изо всех сил. В «Сокол и Зимний солдат» тему опять поднимут, и, что-то мне подсказывает, это не пойдет сериалу на пользу (на истину в последней инстанции не претендую, в спорах о том, кто станет новым Капитошкой, я болела за Баки прим. автор). Но об этом мы узнаем уже совсем скоро.
Поговорим о правильной репрезентации?
Что можно было сделать, чтобы создателям не приходилось выбирать из двух стульев и при этом они могли бы показать все правильно? Для такой ситуации у меня всегда припрятана наготове цитата из фильма Ван Хельсинг:
«— Если хочешь кого-то убить — убивай, а не болтай попусту…»
И в самом деле, хотите показать ЛГБТ+ персонажа? Ну показывайте на здоровье, вы тут у нас киноделы и сценаристы, радужный флаг вам в руки. Просто не делайте ориентацию единственной важной чертой и не превращайте ее в рекламный баннер. Прописывайте своих героев, а не пихайте в глотку зрителям посыл о толерантности. Да вы для сообщества сделаете намного больше, если персонаж не будет плоской карикатурой или стереотипом.
Marvel так хорошо начинала: Валькирия и Локи — два бисексуальных персонажа, не обремененных посылом или вымученной любовной линией. Хотя тут стоит все-таки признать, что Валькирию «изначально» позиционировали как би, а как сейчас обстоят дела сказать сложно, надо дождаться промо-кампании четвертого Тора, пусть и ходят слухи что она найдет себе королеву в «Любовь и Гром». А с Локи вообще черт ногу сломит, в комиксах он то старик, то ребенок, то внезапно женщина, то поднимает Мьельнир, а иногда все одновременно. Опять же, у него скоро сериал выйдет и там на площадке уже спалили Леди Локи и официально анонсировали для Бога проделок аж два любовных интереса – мужской и женский, но подробностей пока никто не знает, Marvel следят за утечками, как Церберы.
С национальными меньшинствами это работает также. Просто хорошо пропишите их и показывайте. Если у создателей «Человек-паук: Через вселенные» вышло, то почему бы Marvel не попробовать. А вдруг даже получится.
Или вот Ведьмак от Netflix. Только ленивый не высказался о черном эльфе, при этом забывая для кого вообще был снят этот сериал. А в споре об исторической точности все резко забывают, что Геральт умудрился раздобыть посреди средневековья штаны из кожзама и, заодно, качалку, а Лютику отращивать щетину в пути видимо запрещено законом. При этом, о том что в Дикой охоте все женские NPC одеты куда свободнее, чем должны бы, скромно умалчивается. Ведь историческая точность такая однобокая штука.
Золотая середина.
К сожалению, если в медиа, и не важно в играх, в фильмах или сериалах, есть главная героиня, то скорее всего она или «сильная независимая женщина» TM или ноет столько, что ее самой хочется прибить. Но реальность такова, что и то и то можно скорее воспринимать как мифических существ, ибо таких людей не существует.
В свое время, в пик моего увлечения подростковым контентом, мне случилось наткнуться на сериал «Сумеречные охотники» и в целом он мне зашел, если бы не одно НО: без сарказма, главная героиня прорыдала первые 4 серии. Нон-стопом. Без перерыва на сон и еду. И это неправильный персонаж.
Или возьмем Tomb Raider. Один из последних. Лара скорее кажется скорее каменным безэмоциональным существом, которого ничего не трогает. И это тоже неправильный персонаж.
В идеальном мире, где существуют сильные крепкие сюжеты в прописанных мирах, эти две дамы были бы частью одного персонажа. И играть за этого персонажа было бы интересно. Но это в идеальном мире золотой середины, в котором социальные слои не знают какими надо лепить персонажей и не делятся активно своим мнением с создателями. А не то, не дайте Великие демоны, героиня пошутит или пустит слезу. И я не стану говорить кто правее в данной ситуации, нет ничего хорошего в радикальности с обеих сторон. И я одинаково не могу понять ни создателей, чьи женские персонажи создаются под тех кому лень нагуглить ближайший порносайт, ни тех феминисток, которые живут для ненависти. Феминизм прекрасен и он нужен, но почему-то куча народа напрочь забывает, что он существует для борьбы за свои права, а не ради притеснения чужих.
Так что там с «хорошими» персонажами?
Очень даже неплохо. У нас Есть Элли из The last of Us, прекрасный сильный эмоциональный персонаж, которую нельзя не полюбить, как младшую сестренку в первой части или как более зрелую и сложную личность во второй.
Да и мужские персонажи не стоят на месте. Уже прошли времена Думгаев, безмолвных и безликих. Теперь мужчины могут проходить сквозь собственную драму, как Себастьян Кастеланос, горе и печать уже не такие зазорные. Персонажи могут быть сломленными, ищущими свой путь, преодолевающими. Рамки раздвинулись для главных героев делая их более живыми. Осознанными. И их эмоциональность не однобока и это делает их интересными, репрезентативными персонажами.
Как например, Кэл Кертис из недавней Star Wars Jedi: Fallen Order. за время прохождения мы видим его и радостным и настороженным, печальным и недоверчивым, напуганным и надеющимся. Удивительный эмоциональный диапазон, как для персонажа EA. Хотя может ему просто актер достался хороший, Камерон Монахен за годы в Бесстыжих и Готеме уже поднаторел в этом.
В целом, индустрия продолжает развиваться семимильными шагами, то становясь предметом искусства, то оказываясь ко всеобщему удивлению чем-то куда большим, чем несерьезными развлечениями. Она может позволить себе больше, показать больше и дать игрокам и зрителям тот опыт, который им раньше не встречался. И я рада, что персонажи, вне зависимости от пола, расы, сексуальной ориентации, исторического периода, возраста и отношения к пицце с ананасами, тоже могут свободно развиваться, чтобы нам было интереснее проводить с ними свои жизни.
Комментарии