Обзор Martha Is Dead

Марта… Вы спросите откуда я знаю это имя? Ну, оно написано в названии игры, а вот кто такая Марта… Об этом, частично, мы и поговорим. Согласно Steam, “Martha Is Dead — это мрачный психологический триллер от первого лица, события которого разворачиваются в 1944 году в Италии. В этой игре стираются границы между реальностью, суевериями и трагедией войны”. Не знаю как насчёт стирания граней, но это действительно качественный психологический триллер с довольно свободной трактовкой сюжета.

Вот такая мазня нас будет встречать в галлюцинациях


Фактически, Марта – это квест наподобие Layers of Fear. Игрок бродит по одной локации, усадьбе и прилегающие к ней территории, читает записки (куда же без них), фотографирует, собирает коллекционные предметы, сталкивается с некоторыми загадками и QTE.

В первой половине игры активно заставляют заниматься фотографией и использовать для этого различные приблуды: ручная настройка фокуса, света, подбор правильной пленки и объективов. Даже добавили мини-игру по проявлению пленки, всё прям как в старые добрые времена, когда каждый кадр был ценен и инстаграмы были сугубо в виде пыльных альбомов. Однако, по итогу вся механика марательства плёнки, по моим ощущениям, сугубо для хоть какого-то разнообразия игрового процесса. Печально, ведь с этого можно было бы очень хорошо развить тему психологического триллера.

Исследование карты не сильно интересное. Игрок может походить пособирать мелкие незначительные записки и плёнки/объективы для коллекции, если собирается много времени проводить за съемкой. Мало ли, много же любителей механик рыбалки в играх, вроде действительно успокаивает. Несмотря на видимость открытого пространства, прогуляться всюду не получится. Где-то какая-то травинка или миникустик – уже не пустят тебя углубляться в чащу, хотя в некоторых других местах это позволительно. По итогу в этом коридоре надо наощупь искать стены.

Еще из механик у нас тут QTЕ. Тут все довольно неплохо обставлено, но его не так много. Большая часть из этих сцен очень хорошо работает на погружение в ключевых местах сюжета, из-за которых игра получает крайне высокий возрастной рейтинг.

Загадки. Вот это уже серьёзная попаболь. Их не много, да, но они выбивают из темпа и могут затянуть прохождение игры, так как приходится искать нужные вещи методом перебора. С погружением, кстати, тут тоже всё неоднозначно. В сферическом вакууме оно отличное. Приятное графическое исполнение, хорошие анимации (помимо птиц во второй половине), работа с освещением и, в особенности, работа со звуком. По умолчанию тут стоит для всех итальянская озвучка и она прекрасна. Проработка саундтрека и эффектов поражает, ведь такого не встречал уже давно. 

Вот это примеры пазлов в игре


Стоит обсудить повествование и сюжет. Ох, как же это сложно в данном случае. Martha is dead у нас представитель психологического триллера. Первое, что всплывает в ассоциации по прохождению – “Остров проклятых” от товарища Скорсезе. Игра стартует с того, что главная героиня, Джулия, находит труп своей сестры близняшки, Марты. И из-за некоторого стечения обстоятельств все вокруг считают, что произошло всё наоборот: умерла Джулия, а Марта же осталась в живых. Своеобразный старт, не так ли?

То ли ещё будет. Спектр затронутых вопросов весьма серьезный. У нас тут и бушующая Вторая Мировая вокруг, проблемы в семье, проблемы отношений. И всё это показывается через призму психологических проблем отдельного человека и его судьбы. Разработчики погружают игрока в этот круговорот местами даже слишком сурово. Да, тут на пути приплетается мистика, таро, духи озера, но это всё должно помочь героине справиться со всеми своими проблемами и устаканить внутреннее “я”.
И вот тут стоит обсудить главный момент, который меня преследовал на протяжении всей игры – дискомфорт. Мёртвой Марте удалось в себя вобрать все виды этого чувства, как на уровне задумки, так и на уровне исполнения. В самых жутких сценах звуковая дорожка прям рвёт струны души и нервы, заставляя ощущать весь ужас героини. Режиссёр вечно держит в ощущении того, что всё вокруг не то и не так. Извечные сценарные крючки наперёд заставляют думать “так что же всё-таки было и будет”.  С другой стороны этим всем занимается техническое исполнение. Загрузки по минуте на SSD, вечные дёрганья мышки с разворотом на 180 градусов, проблемы с резкими прогрузками и плавностью сцен. Нарративный дизайн очень часто вообще никак не помогает в понимании, что и где тебе делать и просто слоняешься по локации в надежде что сработает какой-то скрипт или ты сможешь протиснуться через очередные странные кусты.

Что же мы получили в лице Martha is Dead по итогу. Мы получили хороший психологический триллер и абсолютно никакую игру. Без всех излишеств она пробегается за 4 часа и игровых механик не то чтобы много, да и не особо они развлекают. Докинуть пару патчей и это будет хорошая интерактивная книга, хотя именно формат книги или фильма данной истории пошел бы гораздо лучше. Может как раз в следующих альманах “Любовь, смерть и роботы”? Будь игра в разы комфортнее, это было бы “хорошо”, но учитывая размеры студии и краткость проекта, поставим удовлетворительно.

Следите за нами в сети:

Поделиться записью
Комментарии 0

Комментарии